на главную страницу

30 Апреля 2005 года

Авиация России

Суббота

Пламенные моторы «Сатурна»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



НПО «Сатурн» - это объединение проектно-конструкторских предприятий и серийных заводов, производящих двигатели для военной и гражданской авиации, боевых кораблей Военно-морского флота. В преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне следует особо подчеркнуть вклад рыбинских моторостроителей в разгром врага. Сегодня на двигателях НПО «Сатурн» летает, пожалуй, большая часть военных и гражданских самолетов, изготовленных в России. Основными потребителями его продукции являются более 120 авиакомпаний в России и за рубежом, а также Министерство обороны РФ, МЧС, МВД, РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России». В компании работают 18 тысяч человек. Ныне «Сатурн» - это одна из «точек роста» национальной экономики, того ее сектора, который связан с разработкой и производством наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
О днях войны и новых свершениях НПО «Сатурн» читайте в сегодняшнем выпуске «Авиация России».


     С первых дней Великой Отечественной войны Рыбинский машиностроительный завод перестроился на выпуск продукции, необходимой для фронта. Коллектив жил одним стремлением: дать больше авиадвигателей, своим трудом приблизить разгром врага. С июля по сентябрь 1941 года вместо предусмотренных заданием 3.371 мотора М-105, М-105П, М-107 было выпущено 3.458. Ими оснащались самолеты Як-1, СБ, Пе-2, роль которых трудно переоценить в сдерживании фашистских полчищ. Чтобы быстрей возвращать в строй поврежденные в бою истребители и бомбардировщики, работники завода организовали ремонт авиадвигателей во фронтовых условиях.

     К осени сорок первого года война подошла к стенам Рыбинска. Машиностроительный завод враг не бомбил, рассчитывая захватить его невредимым. В середине октября началась эвакуация предприятия. Станки на платформы грузили в основном вручную. Работа по отправке оборудования была проведена всего за десять(!) суток: в тыл отправили 3.000 железнодорожных вагонов и 25 речных барж.

     В декабре 1941 года произошло слияние эвакуированных в Уфу моторостроителей разных заводов в один производственный коллектив — Уфимский моторостроительный завод. Директором этого объединения был назначен заместитель наркома авиапромышленности В. Баландин, главным инженером — П. Лаврентьев, а главным конструктором — В. Климов. Первоначально все работы выполнялись под открытым небом на сильном морозе. Имеющиеся заделы позволили без промедления приступить к сборке моторов.

     Необходимость возобновления производства авиадвигателей в Рыбинске стала очевидной сразу же после разгрома немцев под Москвой. В феврале 1942 года на территории эвакуированного предприятия начались работы по восстановлению производства и ремонту авиационных моторов М-105. В апреле 1942 года в Рыбинск из Уфы прибыл первый эшелон с оборудованием и людьми, а с конца месяца из стен завода стали выходить первые отремонтированные моторы.

     Возрождение завода проходило под огнем вражеских бомбардировщиков. Налеты продолжались до середины 1943 года. Достаточно сказать, что на завод обрушилось более тысячи бомб — это половина от сброшенного на всю Ярославскую область. Пострадало 87 процентов производственных площадей. Вот почему летом 1942 года Наркомат авиационной промышленности принял решение: производство новых моторов на Рыбинском заводе не организовывать, сосредоточить усилия коллектива на ремонте моторов.

     На завод в большом количестве поступали двигатели конструкции В. Климова: М-100, М-103, М-105, поврежденные в воздушных боях. Многие из них приходили вместе с остатками фюзеляжей и кабин, забитые землей с места падения, имели сгоревшие блоки цилиндров, погнутые коленвалы, деформированные крышки картера. До войны при подобных повреждениях двигатели списывались, а теперь необходимо было научиться возвращать их в строй.
     Под руководством главного инженера А. Иванова, начальника конструкторского отдела Н. Шубина, главного технолога Н. Задорина завод освоил виды ремонта, ранее нигде не применявшиеся. Так, например, научились устранять грубые деформации картера. Тяжелые, крупные детали разогревались до 200 градусов в масле и рихтовались вручную. Наряду с этим изготавливались новые детали и запчасти. К концу 1942 года их номенклатура составила 340 наименований.

     Работники завода в годы войны совершили настоящий трудовой подвиг. В цехах трудились - без выходных, без отпусков, по 15 – 17 часов в день, а иногда и круглые сутки – подростки, женщины, пенсионеры, вернувшиеся с фронта раненые. В тяжелейших условиях люди выполняли колоссальный объем работ. Действительно, все делалось для фронта, для Победы.

     С апреля по декабрь 1942 года завод отремонтировал 728 двигателей, а в течение 1943 года — в 1,5 раза больше. В конце 1944 года моторостроители ценой самоотверженного труда выполнили правительственное задание по освоению производства серийных авиадвигателей для самолета Ли-2 и этим подвели итог важному этапу становления завода.

     В 1945 году предприятию предстояло в полтора раза увеличить выпуск моторов, развить производство до уровня крупносерийного. На Рыбинском моторостроительном началось внедрение поточных методов организации производства. Завод продолжал набирать темпы. За четыре первых месяца 1945 года он выпустил двигателей больше, чем за весь 1944 год.

     Вклад рыбинских моторостроителей в достижение Победы был отмечен высокими государственными наградами. За образцовое выполнение заданий правительства директор завода Г. Григорьев был удостоен ордена Ленина, главный инженер К. Анисимов, токарь Н. Арсентьев, главный энергетик Ф. Левенштейн, заместитель главного механика С. Беспалов, главный диспетчер завода Н. Попов — орденов Трудового Красного Знамени. Боевым орденом Красной Звезды были награждены слесарь-сборщик А. Сдобное, начальники цехов Г. Александров, Г. Вилков, П. Дерунов, В. Мотовилов, Н. Смирнов, старший мастер М. Чесноков, заместитель директора В. Тихомиров. В знак особых заслуг коллектива сотням работников завода первым в Ярославской области были вручены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

     Из тысяч рыбинских моторостроителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, 18 за свои ратные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза. Большинство из них были летчиками, как, например, Н. Бобин, Л. Орлов, Н. Архипов, П. Круглов. Первым в оккупированный Севастополь ворвался танк Н. Водолазкина, стали Героями воевавшие в пехоте В. Черкасов и А. Торопов. Боевых наград удостоены и многие другие моторостроители.
     

Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex